Круглый стол "Искусственный интеллект в школе: педагогические смыслы и методические находки" 8 июня 2022.
В рамках Международной конференции "Образовательное пространство в информационную эпоху" (EEIA-2022) в ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" состоялось обсуждение места и роли искусственного интеллекта в российской школе – Круглый стол "Искусственный интеллект в школе: педагогические смыслы и методические находки".
Изменение содержания общего образования под влиянием искусственного интеллекта – естественный отклик школы на технологический прогресс, задавший новый импульс развития всем отраслям экономики, оказывающий влияние на все области знания и вызывающий у школьников огромный интерес. По оценкам экспертов, скоро ИИ изменит содержание образовательных программ не только по информатике, но и буквально по всем учебным предметам.
"Искусственный интеллект вошел в нашу повседневную жизнь, с его развитием связано развитие всех отраслей экономики России, вся система подготовки кадров сегодня перестраивается с учетом реалий четвертой промышленной революции. Очевидно, что знания об искусственном интеллекте молодежь должна получать уже в школе", – отметила в своем приветственном обращении Татьяна Викторовна Васильева, заместитель Министра просвещения Российской Федерации.
Открывая обсуждение, Андрей Валерьевич Горобец, директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России, рассказал о комплексе мероприятий, реализуемых министерством в рамках федерального проекта "Искусственный интеллект" в поддержку интеграции тематики искусственного интеллекта в общее образование. Комплекс мероприятий направлен на достижение триединой цели – разработка программ образовательных модулей по ИИ, повышение квалификации школьных учителей, проведение Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту.
В этой работе востребован весь опыт обучения школьников программированию и проведения интеллектуальных соревнований, накопленный государственными учреждениями и частными компаниями.
О связанных с ИИ вызовах в сфере экономики, на которые предстоит отреагировать школе, сообщили участникам Круглого стола представители организаций, курирующих развитие ИИ в России, –
Инна Валерьевна Маркелова, руководитель направлений Ассоциации "Альянс в сфере искусственного интеллекта",
Юлия Викторовна Горячкина, заместитель директора по направлению "Кадры для цифровой экономики" организации "Цифровая экономика".
В рамках Круглого стола состоялся заинтересованный разговор о том, насколько российские школы и учителя готовы к содержательным новациям и что необходимо предпринять для повышения этой готовности. С профессиональных педагогических позиций охарактеризовали ситуацию с изучением информатики и программирования в регионах:
Елена Валерьевна Мясищева, начальник управления общего образования Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Татьяна Анатольевна Сычева, к.и.н., доцент, директор центра цифровизации образования Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО)
Бжекшиев Анзор Русланович, начальник учебного отдела Центра непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ) Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики
С презентацией программы повышения квалификации учителей по вопросам ИИ выступили представители Московского физико-технического института (МФТИ):
Алексей Викторович Малеев, директор Высшей школы программной инженерии МФТИ, заместитель председателя центральной предметно-методической комиссии по информатике ВСОШ,
Сырцова Елена Леонидовна, руководитель проектов Центра развития ИТ-образования МФТИ
В рамках Круглого стола состоялись презентации практик работы с детьми по тематике ИИ:
Дария Маратовна Сатикова, руководитель Академии искусственного интеллекта Благотворительного Фонда Сбербанка "Вклад в будущее", поделилась опытом подготовки школьников к олимпиаде по ИИ и продемонстрировала открытые образовательные ресурсы об ИИ, созданные для всероссийского образовательного проекта "Урок цифры".
Роман Александрович Чудин, менеджер продукта AllCups, компания "ВК", Дмитрий Владимирович Ерин, архитектор платформы AllCups, компания "ВК", представили платформенное решение для проведения Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту, созданное с учетом опыта компании "ВК" по проведению для школьников разнообразных интеллектуальных состязаний.
Сергей Андреевич Шашков, руководитель направления "Программирование" образовательной платформы Учи.ру, показал примеры образовательных ресурсов, применяемых в компании "Учи.ру" для обучения школьников программированию на языке Python.
Алексей Леонидович Итин, ответственный секретарь приемной комиссии Университета ИТМО, рассказал о роли олимпиады ИТМО по искусственному интеллекту в профориентации абитуриентов.
Участники Круглого стола "Искусственный интеллект в школе: педагогические смыслы и методические находки" продемонстрировали заинтересованность государственных органов исполнительной власти, организаций реального сектора экономики и педагогов в создании дискуссионной площадки для обмена опытом и совместного обсуждения актуальных вопросов влияния искусственного интеллекта на школу. Принятие решений в такой чувствительной сфере, как общее образование, требует комплексного подхода, основанного на экспертном обсуждении задач и путей их решения с учетом анализа ситуации в региональных системах образования.
Видеозапись Круглого стола "Искусственный интеллект в школе: педагогические смыслы и методические находки"
Часть 1 https://youtu.be/pV19mTjdKhI
Часть 2 https://youtu.be/hjUcccHO1jU
Сборник материалов по итогам Круглого стола будет подготовлен и опубликован на сайте ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" https://instrao.ru/eeia2022 до 1 сентября 2022 г.