Профилактика и коррекция трудностей в обучении

Институт стратегии развития образования проводит апробацию методических рекомендаций по работе с обучающимися, испытывающими трудности при изучении учебных предметов

По заданию Минпросвещения России ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» провел педагогическую диагностику трудностей освоения основных образовательных программ.

Собрано и проанализировано более 3,5 тысяч работ учеников 2, 4, 6 и 8 классов образовательных организаций.

Педагогическая диагностика проводилась с целью установления трудностей, которые испытывают обучающиеся при изучении предметов начальной школы (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) и предметов основной школы (русский язык, литература, иностранный язык, обществознание, география).

В результате диагностики предполагалось установить качество усвоения школьниками учебного материала по следующим позициям:

– умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

– способность самостоятельно находить способ решения новой учебной задачи, сопоставлять текст задачи с возможными вариантами ее решения, выбирать правильный ответ;

– готовность целесообразно выполнять мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

– умение конструировать тексты-рассуждения, включающие необходимые доказательства выполненного учебного действия.

Результаты проведенной диагностики позволили установить причины трудностей, которые возникают у обучающихся при изучении различных учебных предметов, а также наметить пути их предупреждения и устранения.

Эти данные в сочетании с многолетним опытом работы исследовательского коллектива Института по совершенствованию методических подходов к обучению школьников стали основой методических рекомендаций по работе с обучающимися, испытывающими трудности при изучении учебных предметов.

Методические рекомендации помогут учителю осуществлять индивидуально-дифференцированную работу по предупреждению и устранению трудностей в обучении с учетом особенностей конкретных учебных коллективов, уровня обученности и развития школьников.

В рамках развития данного направления работ во второй половине 2022 года подготовлены следующие методические материалы, направленные на обеспечение внедрения разработанных ранее методик работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:

- серия методических рекомендаций (комментариев), сопровождающихся презентациями, по конкретным приемам профилактики и преодоления трудностей в обучении на примере нескольких учебных предметов под общим названием «Ученик и учитель в современной школе: формула успеха»   

- сборник диагностических заданий для проверки предметных результатов обучения учащихся основной школы.