Язык как явление национальной культуры.
 Многообразие языкового пространства России

пп

Карточка занятия

2 КЛАСС

Тематический раздел ФРП: Общие сведения о языке.

Основные виды деятельности детей: работа с текстом; учебный диалог.

Задание 1. 

   Познакомьтесь с высказыванием о языке писателя Александра Ивановича Куприна.

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

А. И. Куприн

 Выскажите свое мнение:

Как вы понимаете выражение «Язык – это история народа. Язык – это путь  культуры»? О каком языке говорит писатель? Можно ли это сказать и о других  языках? Можете ли вы привести примеры языков, на которых говорят в нашей    стране?

Задание 2.                                                                                                                      

 Обсудим ответы на следующие вопросы:

Как мы здороваемся по-русски? Почему все жители России поймут наше приветствие? Согласитесь ли вы с тем, что по тому, как мы общаемся, окружающие судят об уровне нашей культуры?

 Познакомьтесь с примерами приветствия «Здравствуйте!» на языках народов России, послушайте, как они звучат.

Исенмэхез — по-башкирски

Салам лийже! — по-марийски

Шумбрат! — по-мокшански.

Нани торова! — по-ненецки

Байрай! — по-осетински.

Исәнмесез! — по-татарски.

Зечбуресь! — по-удмуртски

Ыра кун пултар! — по-чувашски

Еттык! — по-чукотски

Дорообо! — по-якутски

Если вы знаете приветствие на других языках народов нашей страны, поприветствуйте нас на этом языке.

Задание обладает потенциалом гражданско-патриотического воспитания второклассников, способствует становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны, осознанию своей этнокультурной и российской гражданской идентичности.

Наряду с другими заданиями позволяет обеспечить достижение зафиксированных в ФГОС НОО предметных требований: «первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения».

В процессе обсуждения ответов на поставленные при работе с высказыванием А.И. Куприна вопросы второклассники приходят к выводу, что в любом языке отражается история народа, его культура. Наше государство, которое называется Российская Федерация, во многом уникально, оно объединяет много республик, краёв, областей. Наше государство многонациона́льное.

В Республике Башкортостан для многих жителей родным языком является башкирский, в Республике
Татарстан для многих родной язык — татарский, в Республике Северная Осетия Алания — осетинский. Изучение русского языка помогает лучше понять историю, культуру, традиции русского народа и других народов России.

В ходе обсуждения многообразии языкового пространства России можно предложить младшим школьникам поработать с информацией о живущих в России народах, представленной графически. Важно обратить внимание на надпись: «Народов много Родина одна». Второклассники должны «разгадать», что величина круга соотносится с количеством граждан России данной национальности. После этого учитель предлагает предположить, на каком языке говорят представители того или иного народа.

Обсуждение вопроса «Поймут ли граждане России приветствие, сказанное на русском языке, уточняет роль русского языка как языка межнационального общения (приветствия на русском языке понятны во всех уголках нашей многонациональной Родины).

В продолжение обсуждаемых вопросов можно предложить второклассникам выполнить одно из проектных заданий: «Слова, которые одинаково звучат в языках народов России», «Слова, пришедшие в русский язык из языков народов России».