Новости

О результатах Всероссийского форума с международным участием «Формирование единого образовательного пространства: задачи, решения, перспективы»

16 ноября 2023 года состоялся Всероссийский форум с международным участием «Формирование единого образовательного пространства: задачи, решения, перспективы», который был приурочен к 100-летнему юбилею Института стратегии развития образования и посвящен обсуждению приоритетных направлений государственной политики в сфере обновления содержания общего образования.

Главным событием Форума стала пленарная сессия «ИСРО:100 лет служения российской школе», посвященная основным достижениям института в деле доблестного служения науке и образованию России. Модератором пленарного заседания выступила научный руководитель, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию Института, главный ученый секретарь Президиума РАО, академик РАО, д.филос.н., профессор Светлана Вениаминовна Иванова.

Во вступительном слове начальник управления научно-образовательной деятельности института, к.п.н. Логвинова Ирина Михайловна отметила высокую значимость мероприятия, в центре внимания которого находятся выдающиеся результаты и достижения института на протяжении его столетней истории.

Открывая форум, Иванова Светлана Вениаминовна подчеркнула, что в год своего столетнего юбилея институт находится на этапе мощного и стабильного развития, и озвучила слова приветствия участникам мероприятия от Президента Российской академии образования, академика РАО, доктора исторических наук, профессора Васильевой Ольги Юрьевны. В поздравительном письме О. Ю. Васильева отметила великую историю института и обратила особое внимание на тесную и крепкую связь института с академией, в основе которой их совместное развитие, заложенное в 1943 году, когда институт вошел в состав академии.

В своем выступлении С. В. Иванова охарактеризовала основные вехи становления и развития института – старейшего научно-педагогического института в мире, показав бесценный вклад выдающихся ученых-педагогов в науку и образование страны, и обозначила перспективные направления дальнейшей деятельности учреждения.

На пленарной сессии главный научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования института, член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор Лазебникова Анна Юрьевна представила вниманию слушателей доклад о вкладе института в разработку содержания общего образования и предметных методик.

Начальник управления научно-организационной деятельности образования института, к.п.н. Елкина Ирина Михайловна выступила с сообщением «Вечные ценности в диалоге поколений».

Доклад проректора-начальника управления реализации государственных приоритетных образовательных проектов ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения РФ», Упоровой Марины Викторовны был посвящен кадровому обеспечению государственной политики в сфере общего образования.

В заключительной части пленарной сессии директор института, к.п.н. Суханова Татьяна Владимировна с гордостью представила современные направления деятельности института, выразив слова глубокой признательности всем сотрудникам института за самоотверженный труд на благо института и России.

Детальное обсуждение актуальных вопросов обновления содержания общего образования продолжилось в ходе последующей работы Форума на 4 мероприятиях, всесторонне осветивших особенности развития современного образования.

На научно-практическая конференции «ФГОС общего образования и ФООП: опыт разработки и реализации» (модератор: Логвинова Ирина Михайловна, начальник управления научно-образовательной деятельности института, к.п.н.) прошло обсуждение разработки и научно-методического сопровождения реализации в стране федеральных государственных стандартов общего образования и федеральных основных образовательных программ.

Во вступительном слове главный научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования института, член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор Лазебникова Анна Юрьевна отметила начало нового этапа в обновлении содержания общего образования, акценты которого смещены в сторону внедрения обсуждаемых на конференции документов, и обозначила важнейшие задачи и сложности на этом пути.

Заведующий лабораторией начального общего образования института, член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Виноградова Наталья Федоровна выступила с сообщением «Обучение и учение младшего школьника: предупреждение трудностей». Заведующий центром оценки качества образования института, к.п.н. Ковалева Галина Сергеевна в своем докладе раскрыла особенности разработки учебно-методических материалов для оценки освоения требований обновленного федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по отдельным образовательным областям». Заведующий лабораторией филологического общего образования института, к.п.н. Добротина Ирина Нургаиновна рассказала о тенденциях развития кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка и языков народов Российской Федерации. Начальник управления научно-образовательной деятельности института, к.п.н. Логвинова Ирина Михайловна посвятила свое выступление разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования в условиях введения ФООП. Старший методист центра олимпиадного движения института, к.п.н. Елисеева Наталья Владимировна в своем докладе сообщила об организационно-методическом сопровождении всероссийской олимпиады школьников по 24 общеобразовательным предметам. Заведующий лабораторией дидактики общего и профессионального образования института, член-корреспондент РАО, д.п.н. Осмоловская Ирина Михайловна рассказала о научно-педагогическом исследовании внедрения федеральных образовательных программ общего образования в условиях единого образовательного пространства. Заведующий лабораторией развития личности в системе образования института, д.п.н., профессор РАО Степанов Павел Валентинович посвятил свое выступление научно-методическому обеспечению подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе. Главный научный сотрудник лаборатории дидактики общего и профессионального образования института, член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор Гукаленко Ольга Владимировна выступила с сообщением «Внеурочная деятельность в школе: состояние и перспективы». Начальник управления научно-исследовательской деятельности – учёный секретарь института, к.п.н. Ускова Ирина Владимировна представила вниманию участников конференции сообщение по теме «Исследование практики организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся: результаты мониторинга». Заместитель заведующего лабораторией развития личности в системе образования института, к.п.н. Пустыльник Юлия Юрьевна рассказала о проектировании учебного плана, обеспечивающего реализацию профильного обучения технологической (инженерной) направленности на уровне СОО. Заведующий лабораторией художественно-эстетического образования института, д.п.н. Вагнер Ирина Владимировна выступила с докладом «Формирование у обучающихся ценностного отношения к российской культуре как условие обеспечения культурологической безопасности личности и общества: результаты мониторинга».

На VIII Всероссийской конференции региональных учебно-методических объединений по общему образованию (модератор: Суханова Татьяна Владимировна, директор института, к.п.н.) обсуждались основные вопросы качества методического обеспечения реализации основных образовательных программ общего образования в условиях введения обновленных ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

На мероприятии были заслушаны доклады, раскрывающие передовой опыт в разных регионах страны:

– «О результатах и задачах деятельности федерального учебно-методического объединения по общему образованию» (Басюк Виктор Стефанович, председатель федерального учебно-методического объединения по общему образованию, академик РАО, д.психол.н., профессор, главный учёный секретарь президиума РАО, и.о. вице-президента РАО);

– «Региональное учебно-методическое объединение в системе научно-методического сопровождения педагогических и руководящих работников Иркутской области» (Пономарёва Наталья Владимировна, ректор государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области», к.филол.н.);

– «Региональная специфика реализации ФГОС СОО в условиях изменения региональных рынков труда» (Черникова Ирина Юрьевна, директор Института непрерывного образования ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», к.п.н., доцент);

– «Роль учебно-методического совета при Министерстве образовании и науки Республики Башкортостан в реализации этнорегионального компонента в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан» (Кагарманов Ильдус Фанилевич, начальник управления национального образования Министерства образования и науки Республики Башкортостан);

– «Региональное учебно-методическое объединение в системе формирования единого образовательного пространства современной школы» (Кашаев Андрей Анатольевич, ректор Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования», к.п.н., доцент);

– «Региональное учебно-методическое объединение – инструмент образовательной политики региона» (Соловьева Ирина Васильевна, ректор ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (СКИРО ПК и ПРО), к.э.н., доцент; Ромаева Наталья Борисовна, проректор СКИРО ПК и ПРО, д.п.н., профессор);

– «Региональная система научно-методического сопровождения Республики Северная Осетия – Алания: проблемы, поиски, находки» (Дзахоева Лариса Руслановна, проректор по учебно-методической работе ГБОУ ДПО «Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования» (ГБОУ ДПО СОРИПКРО); Мзокова Фатима Петровна, руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства ГБОУ ДПО СОРИПКРО);

– «О состоянии качества образования лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в части преподавания родных языков и литературы (по результатам мониторинга)» (Урун Софья Александровна, директор Института народов Севера федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», кандидат культурологии).

Круглый стол «Сравнительная педагогика и международное сотрудничество» (модераторы: Елкина Ирина Михайловна, начальник управления научно-организационной деятельности института, к.п.н.; Тагунова Ирина Августовна, заведующий лабораторией сравнительного образования и истории педагогики института, д.п.н.; Долгая Оксана Игоревна, старший научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики института, к.п.н.) был посвящен тенденциям развития международного сотрудничества России и зарубежных стран в области науки и образования.

В своем вступительном докладе научный руководитель, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию Института, главный ученый секретарь Президиума РАО, академик РАО, д.филос.н., профессор Иванова Светлана Вениаминовна отметила высокий уровень достижений института в области международного сотрудничества и сравнительной педагогики и охарактеризовала состояние, проблемы и перспективы развития педагогической компаративистики в России.

С ключевыми докладами на круглом выступили следующие спикеры:

Рогачева Елена Юрьевна, профессор кафедры педагогики педагогического института ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», д.п.н., профессор (доклад «Сравнительная педагогика в XXI веке: опыт и новые вызовы»;

Елкина Ирина Михайловна, начальник управления научно-организационной деятельности института, к.п.н. (доклад «Компаративный анализ как метод исследования (философия образования и сравнительная педагогика)»;

Тагунова Ирина Августовна, заведующий лабораторией сравнительного образования и истории педагогики института, д.п.н. (доклад «Междисциплинарное содержание образования в контексте новых подходов к процессу обучения школьников»);

Долгая Оксана Игоревна, старший научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики института, к.п.н. (доклад «Реализация междисциплинарного содержания общего образования в учебном процессе за рубежом»;

Роберт Ирэна Вениаминовна, заведующий лабораторией информатики и информатизации образования института, академик РАО, д.п.н., профессор (доклад «Анализ международного опыта использования цифровых технологий в общем образовании»);

Цзян Гуаньнань, преподаватель Шаньдунского профессионально-технического университета иностранных языков, к.п.н. (доклад «Развитие инфраструктуры цифровизации высшего образования в Китае»);

Лю Цяофан, старший преподаватель, педагогический факультета педагогики Ляонинского педагогического университета, к.п.н. (доклад «Совершенствование форм контроля успеваемости в вузе КНР»);

Ван Сюань, преподавать Ханчжоуского педагогического университета, к.п.н. (доклад «Инновационные подходы к патриотическому воспитанию в общеобразовательных школах Китая в условиях цифровой трансформации»);

Мэй Юйхань, преподаватель Сучжоуского университета, к.п.н. (доклад «Особенности подготовки будущего педагога к экологическому воспитанию обучающихся»);

Овчинников Анатолий Владимирович, ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики института, член-корреспондент РАО, д.п.н. (доклад «Правовые основы образования в меняющемся мире: отечественные и зарубежные традиции»);

Чигишева Оксана Павловна, старший научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики, заместитель заведующего кафедрой педагогики института, к.п.н., доцент (доклад «Современные направления международного научного и образовательного сотрудничества России и зарубежных стран»);

Палкина Татьяна Валерьевна, аспирант института (доклад «Можно ли научить детей-дошкольников управлять своими эмоциями»).

Всероссийский форум, посвященный 100-летней истории развития Института стратегии развития образования и отразивший основные тенденции развития государственной политики в сфере обновления содержания общего образования, стал важным событием для научно-педагогического сообщества России. Доклады, представленные на Форуме, отличались глубиной, актуальностью и научной новизной. По результатам выступлений участников Форума были получены многочисленные вопросы, отзывы и слова благодарности от коллег и партнеров из разных регионов страны.

В работе Форума приняли участие представители органов исполнительной государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, сотрудники организаций, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации и обеспечивающих реализацию направлений государственной политики в сфере общего образования, сотрудники региональных институтов развития образования и повышения квалификации, административные и педагогические работники образовательных организаций, аспиранты и докторанты.

Ссылки на записи трансляций:

пленарной сессии «Институт стратегии развития образования: 100 лет служения российской школе»:

https://vk.com/video-215962627_456239391

научно-практической конференции «ФГОС общего образования и ФООП: опыт разработки и реализации»:

https://vk.com/video-215962627_456239391

VIII Всероссийской конференции региональных учебно-методических объединений по общему образованию:

https://vk.com/video-215962627_456239392

Круглого стола «Сравнительная педагогика и международное сотрудничество»:

https://vk.com/video-215962627_456239393