Русский язык как государственный язык
 Российской Федерации

пп

Карточка занятия

3 КЛАСС

Тематический раздел ФРП: Общие сведения о языке.

Основные виды деятельности детей: работа с текстом; учебный диалог.

Задание 1. 

Прочитайте стихотворение Александра Яковлевича Яшина и ответьте на вопросы:

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многоли́к,

Как держа́ва наша, могуч.

Хочешь — песни, гимны пиши,

Хочешь — выскажи боль души.

А. Яшин

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многоли́к,
Как держа́ва наша, могуч.
Хочешь — песни, гимны пиши,
Хочешь — выскажи боль души.

А. Яшин

О каком языке говорится в стихотворении Александра Яковлевича Яшина? Какие строки помогли найти ответ? Понятно ли вам слово держава? Подберите к нему слова-синонимы. Какие сравнения есть в стихотворении? Могут ли использовать русский язык для общения те, для кого он не является родным? Согласитесь ли вы с тем, что русский язык понятен всем жителям нашей страны? Почему так происходит?

Задание 2.                                                                                                                      

На каком языке написан гимн Российской Федерации? Почему именно на русском языке? А на каком языке написаны основные законы нашей страны?

Задание 3.                                                                                                                      

Познакомьтесь с высказыванием Михаила Александровича Шолохова.

«Велича́йшее богатство народа — его язык! Тысячеле́тиями накапливаются и вечно живут в слове несме́тные сокровища человеческой мысли и опыта».

М. Шолохов

Задание 4.                                                                                                                      

Согласитесь ли вы с тем, что в пословицах находит отражение мудрость народа? Приведите примеры наиболее известных пословиц, «расшифруйте» содержащиеся в них мудрые мысли. Восстановите пословицы.

Задание обладает потенциалом гражданско-патриотического воспитания третьеклассников: становления ценностного отношения к своей Родине – России, осознанию своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; формированию уважения к своему и другим народам. Обсуждение в ходе выполнения задания способствует работе над таким значимым личностным результатом, как ответственность за сохранение чистоты русского языка, проявление устойчивого познавательного интереса к его изучению, роль языка как средства межнационального общения. 

Задание способствует продвижению в достижении зафиксированных в ФГОС НОО предметных  требований:  «первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения».

В процессе обсуждения ответов на вопросы, поставленные при работе со стихотворением Александра Яковлевича Яшина, третьеклассники приходят к выводу, что на русском языке говорят не только русские, но и все народы нашей страны. На русском языке написаны основные законы, на нем говорят в государственных учреждениях, на нем написан гимн страны. Русский язык является государственным языком Российской Федерации. 

При обсуждении высказывания Михаила Александровича Шолохова третьеклассники должны понять, что в русском языке отражается прежде всего мудрость русского народа, его культура, традиции, но при этом доброе отношение с другими народами влияет и на язык, можно говорить об отражении в языке мудрости всего российского народа. Русский язык является великим достоянием всей страны, и от каждого зависит сохранение его богатства и чистоты. Изучая русский язык, мы лучше узнаем традиции, ценности страны.

Работа с пословицами может быть продолжена в ходе выполнения проектного задания «Русские пословицы и пословицы других народов России». Конструирование пословиц – соединение начала и конца, требует от детей умения работать с представленной информацией, понимать ее значение и конструировать структуру общего суждения.