Родной, родственный, родимый

Карточка занятия

Класс 6

Тема: Морфемный и словообразовательный анализ слов. Практикум.

Планируемые предметные результаты:

1.  Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять произво-дящую основу.

2.  Определять способы словообразования; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языко-вого анализа различных видов.

Задание 1. Слова - однокоренные, значения - разные

Изучите внимательно материал таблицы. В каждом столбце пропущены однокоренные слова с разными суффиксами.

Определите, какое из трёх слов: родимый, родственный, родной – пропущено в каждом из столбцов.

Задание 2. Составляем словарную статью

Мы часто слышим сочетания «родной язык», «родственные языки». Как объяснить различие в значениях словосочетаний?

Распределите по столбикам толкования словосочетаний.

Задание 3. Город-герой и уникальный памятник

Есть много слов, однокоренных со словами «родной», «родственный», «родимый». И одно из них – слово «Родина».  Это слово есть в названии известного памятника в городе-герое Волгограде.

Прочитайте текст и выполните задание.

Памятник «Родина-мать зовёт!» в Волгограде

Прославленный скульптор Евгений Вучетич сказал однажды, глядя на величественную фигуру «Родины-матери»: «Пройдут времена, и потомки покроют её золотом».

В XXI веке реализации этой идеи помогли новые технологии: свыше десятка компьютерных проекторов совершают чудо — «Родина-мать» как по мановению волшебной палочки покрывается золотом.

Сам сценарий акции уникален, он состоит из двух частей. В первой части действие происходит на «экране» подпорной стены, где демонстрируются кадры кинохроники военных лет, идёт рассказ о городах-героях или крупных сражениях Великой Отечественной войны.

Во второй части появляются визуальные образы, «оживляющие» «Родину-мать»: можно увидеть рождение образа статуи в виде чертежей и дальнейшее воплощение скульптуры в металле и бетоне. В свете проекторов памятник наполняется водой, символизирующей Волгу, рождение, жизнь. Картина меняется, когда нежданно приходит беда: летят самолёты, движутся танки, падают бомбы. «Родина-мать» становится каменной крепостной стеной на пути врага, воплощается в образы легендарных городов-героев. Монумент охватывает огонь, стальные цепи сдавливают грудь, опутывают руки скульптуры. Но любовь к Родине способна творить чудеса: оковы падают, пожар затихает, а сама скульптура одевается в Знамя Победы как символ единства и непобедимости народа и покрывается в финале золотом.

Победа — это торжество правды, это радость встречи, это свет надежды. Свет Великой Победы.

Методический комментарий: для разговора можно использовать материал выставки «Россия – страна достижений»: «Свет Великой Победы».

Грандиозная инсталляция на Мамаевом кургане.

Задание 4. Тропинка к литературе

Прочитайте фрагменты стихотворений, в которых пропущены слова «родной», «родимый». Восстановите текст стихотворений.