Слово «извините» в русском языке

Карточка занятия

Класс 5

Тема: Речевой этикет

Планируемые предметные результаты:

1.  Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтений научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.

2.  Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Задание 1. За что приносит извинение Слонёнок?

Посмотрите несколько видеофрагментов.

За что приносит извинение говорящий? В каком значении используется слово «извините» в каждом случае? Какими словами-синонимами это слово можно заменить? Если возникают затруднения, обратитесь к справочному материалу.

Справочный материал

Вспомним о значении слова:
Извини (извините – если обращаемся к нескольким людям):
1. этикетная формула, которая употребляется для выражения вежливой просьбы не считать обидой невольно причинённое неудобство, огорчение, беспокойство и т. п.;
2. этикетная формула, которая употребляется для вежливого введения обращения, просьбы, вопроса (которые, возможно, причиняют кому-либо неудобство).

Задание 2. Как правильно?

В справочную службу портала Грамота поступил вопрос: «Как правильно: извини, извините или извиняюсь?». Обсудите в парах, как бы вы ответили.

Задание 3. Ситуация

Выберите ситуацию (даны рисунки: в магазине, в транспорте, на улице – спрашиваем, как пройти, разбил мамину чашку, на перемене: кто-то бежит, кто-то упал, идёт урок и входит опоздавший в класс …).

Работа в парах: составьте диалог, описывающий ситуацию в транспорте, в магазине, школе и т.д., и включающий слова «извините», «простите».

Previous slide
Next slide

Задание 4. Тропинка к литературе

Прочитайте стихотворение Юнны Мориц «Волнующий вопрос». Скажите, что вас сейчас больше всего волнует? О чём вы размышляете?

Волнующий вопрос

Разве древний человек,

Например, в пещерный век

Мог бы строить,

И творить,

И нигде не насорить?

Разве мог бы он мечтать,

Что-нибудь изобретать,

Если папа древний-древний

Вместе с мамой древней-древней

Без конца бы заставляли

Щепки-стружки подметать?

Для чего мы все растём?

Кое-что изобретём!

И уж если насорили, –

Извините,

Подметём!

Юнна Мориц

Обсудите:

1. Какой вопрос оказался главным в этом стихотворении? Для чего мы растём? Что мы можем сделать, когда вырастем? А что мы можем сделать уже сейчас?

2. Подумайте и скажите: часто ли вы извиняетесь перед родителями, перед взрослыми за что-то? Какие слова вам говорят в ответ?