Ответы на часто задаваемые вопросы
«Об изменениях в федеральных основных общеобразовательных программах
(приказ Минпросвещения России от 9 октября 2024 г. № 704)»
Количество часов рассчитано в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. Во ФГОС общего образования будут внесены соответствующие изменения
Согласно статье 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.
Таким образом, образовательная организация может самостоятельно разработать рабочую программу учебного предмета, курса (в том числе курса внеурочной деятельности) или использовать уже разработанную кем-либо рабочую программу (при условии соблюдения законодательства) в том случае, если такой рабочей программы нет в ФООП.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ используют:
1) учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказ Минпросвещения России от 5 ноября 2024 г. № 769;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699;
3) электронные образовательные ресурсы, входящие в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 18 июля 2024 г. № 499.
Количество контрольных работ образовательная организация определяет самостоятельно. При этом должно быть соблюдено следующее требование – объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данном классе в текущем учебном году
Данные требования в соответствии с позицией Роспотребнадзора направлены на то, что в случае, если образовательная организация решит выбрать изучение учебного предмета на углубленном уровне или увеличить количество часов, например, на изучение родного языка, то в учебном плане не будет превышена норма максимального количества часов в неделю, определенная санитарными правилами и нормами
Согласно статье 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами.
При этом Приказ № 704 не утверждает новые ФООП, а вносит изменения в существующие ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО.
Таким образом, каждая образовательная организация может принять самостоятельное решение, будет ли разработана на уровень одна образовательная программа (с указанием сроков обучения с 1 сентября 2025 г. и с 1 сентября 2026 г.), либо две образовательные программы на уровень основного общего образования
Приказ № 704 предусматривает возможность установления графика равномерного чередования периодов учебы и каникул в течение учебного года 5-6 недель учебных периодов с чередованием недельных каникул. Вместе с тем указана и возможность построения учебного графика по устоявшейся традиции деления учебного года на четыре четверти
Согласно статье 14 Федерального закона № 273-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на получение начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. ФГОС общего образования определяет, что для образовательных организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей организации и по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Вместе с тем при выборе для изучения родителями (законными) представителями несовершеннолетних обучающихся учебный предмет «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» включается в обязательную часть учебного плана
Согласно статье 12 Федерального закона № 273-ФЗ при разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательных программ начального общего и основного общего образования федеральных рабочих программ по учебному предмету «Труд (технология)». Таким образом, содержание учебного предмета «Труд (технология)» должно быть освоено всеми обучающимися, независимо от пола.
При этом при наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей) (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115). Вариативная часть программы по учебному предмету «Труд (технология)» может учитывать индивидуальные особенности обучающихся каждой группы.
С 1 сентября 2025 года учебный предмет «ОДНКНР» отсутствует в федеральных учебных планах
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон № 273-ФЗ) определяет, что освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (статья 58). Статья 28 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что установление форм, периодичности и порядка проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации относится к компетенции образовательной организации.
При этом Федеральный закон № 273-ФЗ не запрещает проводить промежуточную аттестацию для первоклассников. Ограничением является то, что промежуточная аттестация проводится при условии отсутствия балльного оценивания.
Да. Это обязательный учебный предмет, входящий во все варианты федерального учебного плана
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ при разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральной рабочей программы по учебному предмету «Труд (технология)». ФОП НОО включает федеральную рабочую программу по учебному предмету «Труд (технология)». В Приказе № 704 в данном случае присутствует техническая ошибка, которая будет исправлена
Приказ № 704 в части «ступенчатого» режима для первых классов соответствует постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Определение учебной нагрузки и оплаты труда учителей при «ступенчатом» режиме в первом классе определены приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Соответственно, тарификации учителей до вступления в силу Приказа № 704 осуществлялась так же с учетом «ступенчатого» режима для первых классов.
В федеральной рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для 5–9 классов образовательных организаций представлено следующее содержание обучения русскому языку в 5 и 6 классе:
- В 5 классе представлена тема «Тире между подлежащим и сказуемым»
См. программу, 5 класс
19.6.5.9. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация.
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и способы его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и способы его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.
Тире между подлежащим и сказуемым.
В Приказе № 704 данная тема интегрирована в уроки №№ 76 (Главные члены предложения), 77 (Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и способы его выражения), 78 (Главные члены предложения (грамматическая основа). Сказуемое и способы его выражения).
- В 6 классе представлена тема «Мягкий знак в числительных»
См. программу, 6 класс
19.7.5.3.3. Имя числительное.
Общее грамматическое значение имени числительного.
Синтаксические функции имён числительных.
Морфологический анализ имён числительных.
Правила правописания имён числительных: написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; правила правописания окончаний
В Приказе № 704 данная тема интегрирована в урок № 124 (Склонение количественных имён числительных).
- В 5 классе правописание корней с чередованием изучается в разделе «Морфология. Культура речи. Орфография»
Органична связь русской орфографии, морфемики, грамматики. Так, правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных корня предлагается изучать в разделе «Морфемика. Орфография». Однако орфография часто изучается попутно с морфологией. Как известно, из 71 орфографического правила 50 содержат указание на ту или иную часть речи.
Освоение правил правописания корней с чередованием в этом разделе обусловлено тем, что перечисленные в программе корни с чередованием чаще всего встречаются в глаголах, именах существительных, чередование гласной выявляется при словоизменении этих частей речи, в однокоренных словах.
См. программу:
19.6.5.6. Имя существительное.
Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -гар- – -гор-, -зар- – -зор-; -клан- – -клон-, -скак- – -скоч-.
19.6.5.8. Глагол.
Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Правописание корней с чередованием е // и: -бер- – -бир-, -блест- – - блист-, -дер- – -дир-, -жег- – -жиг-, -мер- – -мир-, -пер- – -пир-, -стел- – -стил-, -тер- – -тир-.
Приведём пример.
В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в остальных случаях пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить
С 1 сентября 2025 года в 5–7 классах число часов, рекомендованных для изучения истории, составляет
3 часа в неделю:
5 класс – 68 часов (всеобщая история), 34 часа (история нашего края);
6 класс – 28 часов (всеобщая история), 57 часов (история России), 17 часов (история нашего края);
7 класс – 28 часов (всеобщая история), 57 часов (история России), 17 часов (история нашего края).
В 8–9 классах без изменений (включая модуль «Введение в новейшую историю России»).
С 1 сентября 2026 года дополнительно к изменениям в 5-7 классах в 8 классе – 34 часа (всеобщая история), 68 часов (история России).
в 9 классе – 23 часа (всеобщая история),
45 часов (история России)
Рекомендуем ознакомиться с письмом Минпросвещения России от 12 марта 2025 г. № ОК-747/03 «Об учебном курсе «История нашего края».
В соответствии с требованиями части 4 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ используют:
1) учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказ Минпросвещения России от 5 ноября 2024 г. № 769;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699;
3) электронные образовательные ресурсы, входящие в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 18 июля 2024 г. № 499.
С 1 сентября 2025 года учебный предмет «Обществознание» изучается в 8-9 классах, с 1 сентября 2026 года только в 9 классе
Приказ № 704 устанавливает поурочное планирование для изучения учебных предметов на базовом уровне. Образовательные организации могут воспользоваться поурочным планированием для изучения учебных предметов на углубленном уровне из конструктора рабочих программ (сайт «Единое содержание общего образования»)
Да. ФОП СОО предусматривает изучение учебного предмета «Обществознание» на углубленном уровне
Нет. Курсы внеурочной деятельности в учебный план не включаются, они являются частью плана внеурочной деятельности (ФГОС общего образования)
Приказ № 704 не меняет нормы ФООП в части курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»