Пропавшие слова
Карточка занятия
Класс 6
Тема: Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления.
Планируемые предметные результаты:
1. Определять значение слова по контексту, с помощью толкового словаря; осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; работать с информацией, представленной в разных видах.
2. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Задание 1. Где семья, а где семейство?
Вы уже знаете, что выбор слова зависит часто от стиля текста. Кроме того, существует лексическая сочетаемость слов – их способность сочетаться с определённым кругом других слов.
Проанализируйте материал таблицы. В каком из столбцов таблицы должно быть во всех словосочетаниях слово «семейство», а в каком – слово «семья»?
Задание 2. Составляем словарную статью
Слова «семья» и «семейство» могут употребляться в текстах научного стиля (биология, языкознание).
Объясните различие между ними, дописав пропущенные слова в каждой из словарных статей и проиллюстрировав самостоятельно подобранными примерами.
1. Семья – группа людей, состоящая из … и других … родственников, живущих вместе. Например: …
2. Семейство – объединение нескольких видов или отдельных предметов, явлений, … по своему строению, свойствам и … по происхождению. Например: …
Проверьте себя, прочитав фрагменты словарных статей о лексическом значении используемых в задании слов.
Фрагменты словарных статей для слов «семья» и «семейство».
Семья |
Семейство |
---|---|
|
|
Задание 3. Тропинка к литературе
Проведём аукцион: кто назовёт как можно больше произведений, в которых описаны семьи. Выигрывает тот, кто последним приведёт пример.
Информация для учителя:
Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Тёмы.
Гайдар А.П. Голубая чашка. Чук и Гек.
Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность.
Горький М. Детство.
Крапивин В.П. Звёзды под дождём.