Пропавшие слова

Карточка занятия

Карточка занятия

«Моя семья. Тепло родного дома»: методические рекомендации с интерактивными заданиями для обучающихся, испытывающих трудности при изучении русского языка и литературы (5–7 классы)

Класс 6

Тема: Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления.

Планируемые предметные результаты:

1. Определять значение слова по контексту, с помощью толкового словаря; осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; работать с информацией, представленной в разных видах.

2. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Задание 1. Где семья, а где семейство?

Вы уже знаете, что выбор слова зависит часто от стиля текста. Кроме того, существует лексическая сочетаемость слов – их способность сочетаться с определённым кругом других слов.

Проанализируйте материал таблицы. В каком из столбцов таблицы должно быть во всех словосочетаниях слово «семейство», а в каком – слово «семья»?

Задание 2. Составляем словарную статью

Слова «семья» и «семейство» могут употребляться в текстах научного стиля (биология, языкознание).

Объясните различие между ними, дописав пропущенные слова в каждой из словарных статей и проиллюстрировав самостоятельно подобранными примерами.

1. Семья – группа людей, состоящая из … и других … родственников, живущих вместе. Например: … 

2. Семейство – объединение нескольких видов или отдельных предметов, явлений, … по своему строению, свойствам и … по происхождению. Например: …

Проверьте себя, прочитав фрагменты словарных статей о лексическом значении используемых в задании слов.

Фрагменты словарных статей для слов «семья» и «семейство».

Семья

Семейство

  1. Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Многодетная с. Интеллигентная, дружная, большая с. Рабочая, крестьянская с. Зажить своей семьёй. Глава семьи. Воспитываться в семье врачей. За столом собралась вся с.
  2. Группа людей, сплочённых общей деятельностью, интересами, дружбой. Школьная, офицерская с. Живем как одна с.
  3. Группа животных, состоящая из самца, самки и детёнышей, живущих вместе. С скворцов. С. бобров. Волчья с.
  4. Обособленная группа растений одного вида, произрастающих рядом. С. кактусов. С. берёзок.
  5.  Лингвистика. Группа родственных языков. Народы индоевропейской языковой семьи. Палеоазиатская с. языков.
  1. Семья. Глава большого семейства. Прибыть всем семейством.
  2. Специальное в систематике, классификационных системах некоторых наук: объединение нескольких видов или отдельных предметов, явлений, сходных по своему строению, свойствам и близких по происхождению. С. злаковых. С. бобовых, сложноцветных. Самый крупный представитель из семейства хорьковых.

Задание 3. Тропинка к литературе

Проведём аукцион: кто назовёт как можно больше произведений, в которых описаны семьи. Выигрывает тот, кто последним приведёт пример.

Информация для учителя:

Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Тёмы.

Гайдар А.П. Голубая чашка. Чук и Гек.

Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность.

Горький М. Детство.

Крапивин В.П. Звёзды под дождём.