Родной, родственный, родимый

Карточка занятия

Класс 6

Тема урока: Морфемный и словообразовательный анализ слов. Практикум.

Планируемые предметные результаты:

1.  Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять произво-дящую основу.

2.  Определять способы словообразования; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языко-вого анализа различных видов.

Задание 1. Слова - однокоренные, значение - разное

Изучите внимательно материал таблицы. В каждом столбце пропущены однокоренные слова, но с разными суффиксами.

Определите пропущенные слова, опираясь на слова, которые образуют с ними частотные (наиболее часто используемые) словосочетания.

Задание 2. Составляем словарную статью

Мы часто слышим сочетания «родной язык», «родственные языки». Как объяснить различие?

Прочитайте фрагменты определений, соедините их так, чтобы получился фрагмент словарной статьи.

Задание 3. Город-герой и уникальный памятник

Есть много слов, однокоренных к словам «родной», «родственный», «родимый». И одно из них – слово «Родина».  Это слово встречается в названии известного памятника в городе-герое Волгограде.

Прочитайте текст и выполните задание.

Памятник «Родина-мать зовёт!» в Волгограде

Прославленный скульптор Евгений Вучетич сказал однажды, глядя на величественную фигуру «Родины-матери»: «Пройдут времена, и потомки покроют её золотом».

В XXI веке реализации этой идеи помогли новые технологии: свыше десятка компьютерных проекторов совершают чудо — «Родина-мать» как по мановению волшебной палочки покрывается золотом.

Сам сценарий акции уникален каждый год, он состоит из двух частей. Во время первой действие происходит на «экране» подпорной стены, где демонстрируются кадры кинохроники военных лет, идёт рассказ о городах-героях или крупных сражениях Великой Отечественной войны.

Во второй части появляются визуальные образы, «оживляющие» «Родину-мать»: можно увидеть рождение образа статуи в виде чертежей и дальнейшее воплощение скульптуры в металле и бетоне. В свете проекторов «Родина-мать» наполняется водой, символизирующей Волгу, рождение, жизнь. Картина меняется, когда нежданно приходит беда — летят самолёты, едут танки, падают бомбы. «Родина-мать» становится каменной, крепостной стеной на пути врага, воплощается в образы легендарных городов-героев. Монумент охватывает огонь, стальные цепи сдавливают грудь, опутывают руки скульптуры. Но любовь к Родине от самого сердца способна творить чудеса — оковы падают, пожар затихает, а сама скульптура одевается в Знамя Победы, как символ единства и непобедимости народа, покрываясь в финале золотом.

Победа — это торжество правды, это радость встречи, это свет надежды. Свет Великой Победы.

Методический комментарий: для разговора можно использовать материал выставки «Россия – страна достижений»: «Свет Великой Победы».

Грандиозная инсталляция на Мамаевом кургане.

Задание 4. Тропинка к литературе

Прочитайте фрагменты стихотворений, в которых пропущены слова «родной», «родимый». Восстановите текст стихотворений.