Слово «извините» в русском языке
Карточка занятия
Класс 5
Тема: Речевой этикет
Планируемые предметные результаты:
1. Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтений научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
2. Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
3. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Задание 1. За что приносит извинение Слонёнок?
Посмотрите несколько видеофрагментов.
За что приносит извинение говорящий? В каком значении используется слово «извините» в каждом случае? Какими словами-синонимами это слово можно заменить? Если возникают затруднения, обратитесь к справочному материалу.
Справочный материал
Задание 3. Ситуация
Выберите ситуацию (даны рисунки: в магазине, в транспорте, на улице – спрашиваем, как пройти, разбил мамину чашку, на перемене: кто-то бежит, кто-то упал, идёт урок и входит опоздавший в класс …).
Работа в парах: составьте диалог, описывающий ситуацию в транспорте, в магазине, школе и т.д., и включающий слова «извините», «простите».
Задание 4. Тропинка к литературе
Прочитайте стихотворение Юнны Мориц «Волнующий вопрос». Скажите, что вас сейчас больше всего волнует? О чём вы размышляете?
Волнующий вопрос
Разве древний человек,
Например, в пещерный век
Мог бы строить,
И творить,
И нигде не насорить?
Разве мог бы он мечтать,
Что-нибудь изобретать,
Если папа древний-древний
Вместе с мамой древней-древней
Без конца бы заставляли
Щепки-стружки подметать?
Для чего мы все растём?
Кое-что изобретём!
И уж если насорили, –
Извините,
Подметём!
Юнна Мориц
Обсудите:
1. Какой вопрос оказался главным в этом стихотворении? Для чего мы растём? Что мы можем сделать, когда вырастем? А что мы можем сделать уже сейчас?
2. Подумайте и скажите: часто ли вы извиняетесь перед родителями, перед взрослыми за что-то? Какие слова вам говорят в ответ?