Значение слова в словаре

пп

Карточка занятия

3 КЛАСС

Тематический раздел ФРП: Лексика.

Основные виды деятельности детей: работа с иллюстративным материалом, работа с текстом, с толковым словарем; конструирование высказывания-суждения; учебный диалог.

Задание 1. 

Рассмотрите иллюстрации: расскажите, что на них изображено?

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многоли́к,

Как держа́ва наша, могуч.

Хочешь — песни, гимны пиши,

Хочешь — выскажи боль души.

А. Яшин

Проанализируйте текст:

Рассказ о калаче

Русский простонародный калач! Ржаной, пшеничный, крупчатый – был столетиями у народа в почёте, все знали его вкус: подавали к чаю с молоком, пекли в дорогу, в подарок. Калач имеет русский колорит.

Му́ромский кала́ч (или тёртый кала́ч)— старинный вид калача, известный по месту его первого производства— в городе Муроме – одного из крупнейших и старейших центров калачного производства. Муромский калач делали из ситного теста (пропущенного через сито). Главная особенность теста для этого калача — это его мягкость и рыхлость: тесто долго мяли («тёрли») руками на льду, благодаря чему изделие получалось пористым, с большими пустотами внутри. Благодаря тесту возникло второе название муромского калача — «тёртый». Муромский калач должен быть пышным, с мягкой корочкой, и упругим, приятным хлебным мякишем.

В 1781 году был утвержден герб города Мурома. Он состоит из двух частей: в верхней части щита – герб города Владимира, указывает на принадлежность Мурома к Владимирской области. Нижняя часть – собственно герб Мурома – на голубом поле, символизирующем реку Оку, три калача, которыми «сей город отменно славился».

Появление трех калачей на городском гербе Мурома связывают с рассказами, что во время проезда через город императрицу Екатерину II угощали калачами, которые ей очень понравились. Голубой фон Муромского герба обозначает красоту, мягкость, величие, а золото калачей — символ богатства, справедливости, великодушия.

Прочитаем в словаре значение слова «калач». Какой словарь вы для этого выберете?

Опишите, чем калач отличается от других хлебных изделий?

Поработайте в группах. Предложите свое объяснение поговорки «калачом не заманишь».

Познакомьтесь со словарной статьей из «Толкового Словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

«Герб – щит, с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу».

Подготовьте рассказ, почему у города Мурома такой герб. Объясните значение выражения «тертый калач». Как вы понимаете смысл предложения «Калач имеет русский колорит» (для уточнения значения незнакомого слова воспользуйтесь словарем)?

Цель задания: подвести детей к пониманию уникальности культурных традиций нашей страны, которые переходят из поколения в поколение. Хлеб всегда был главным достоянием и богатством страны от Древней Руси до России. Отношение к хлебу, уважение к хлеборобам и всем тем, которые вкладывают свои усилия, чтобы на столе в каждом доме был хлеб во всем его разнообразие – это показатель независимости, экономического суверенитета страны. На истории развития производства хлеба, в частности, калачной выпечки учитель расширяет представления третьеклассников о нравственных ценностях российского общества, о сохранении исконных русских традиций; развивает умения пользоваться словарем, формулировать суждения. В результате обсуждения третьеклассники должны понять, что сохранение русских старинных рецептов угощений – традиция российского государства с давних исторических времен. Учитель отмечает, что современная Россия стремится не только сохранять, но и возрождать и расширять традиционные народные уклады и промыслы, которые укрепляют экономическую независимость нашей страны.

Прежде всего, дети работают над значением и происхождением слова «калач». Учитель предлагает детям заглянуть в толковый словарь, обратить внимание на историю этого слова – от старославянского «круг», «колесо». Рассматривая иллюстрацию, дети убедятся, что форма калачей всегда круглая, «колесная». Прочитав о процессе изготовления муромских калачей, третьеклассники поймут, почему именно эти калачи называли «тертыми». Интересным будет для ребят объяснение поговорки «калачом не заманишь». Учитель дополнит размышления детей о значении поговорки «калачом не заманишь»: до 17 века на Руси ели ржаной хлеб, то есть из муки, смолотой из зерен ржи. Лишь на праздник пекли сдобные пшеничные лакомства – калачи. В народе родилась поговорка: «Калачом не заманишь», это означает, что никакими лакомствами, никакими обещаниями человека нельзя заманить, на что-то уговорить.

Интересным для младших школьников будет восприятие текстовой информации, посвященной гербу города Мурома, и подготовка самостоятельного суждения о выборе визуальных знаков. В результате этой работы происходит осознание и принятие духовно-нравственных ценностей России – герб как самобытный национальный символ: для города Мурома – это и принадлежность к Владимирской области, и указание на местоположение – река Ока, и традиционное угощение – румяный калач. В задании обращается внимание и на цветовое решение знаковой символики, в ней отражаются качества и свойства русского государства, города и человека, подчеркиваются красота, мощь, справедливость, великодушие.

Учитель поможет третьеклассникам сделать вывод: повышение уровня познавательных интересов и творческий подход к познавательной деятельности, гордость за принадлежность к уникальной культуре русского народа позволяет сохранять преемственность поколений и развивать культурные традиции страны, укреплять ее, культурную и экономическую независимость.