Новости

Профориентация школьников: как работает профминимум для будущего на максимум!

Кем стать в будущем? Как выбрать профессию? Что сделать, чтобы стать востребованным специалистом?

Теперь школьникам проще получить ответы на эти вопросы. С 1 сентября этого года по всей стране реализуется единая модель профориентации для учеников 6–11-х классов – профминимум.

Каждый четверг ребят знакомят с современным состоянием и перспективами развития отраслей экономики, рассказывают о региональном и федеральном рынках труда и востребованных профессиях.

Первые уроки уже прошли, и издание «Московский комсомолец» в специальном опросе узнало о впечатлениях россиян от занятий. Далее – материалы «МК».

«Кем я хочу стать?» – этот вопрос задавал себе каждый школьник. При этом ответ мог меняться чуть ли не каждые полгода. Вот в школе начались первые уроки биологии, и ребенок уже представляет себя зоологом. А потом принялись изучать химию, и школьник мысленно примеряет белый врачебный халат. Как не запутаться в таком огромном выборе профессий? Как выбрать то, что по душе? Как быть востребованным специалистом в будущем? Теперь школьникам станет проще определиться, ведь с этого учебного года в России во всех школах введен Профориентационный минимум.

С 1 сентября 2023 года во всех школах страны внедрена единая модель профориентации – Профминимум, для обучающихся 6–11-х классов. Согласно инициативе, теперь каждый четверг школьников среднего и старшего звена знакомят с современным состоянием и перспективами развития отраслей экономики, рассказывают о региональном и федеральном рынках труда, востребованных профессиях. Модель реализуется Министерством просвещения Российской Федерации, федеральным оператором выступает Фонд гуманитарных проектов.

Первые уроки в рамках нововведения уже прошли во всех школах страны. «Московский комсомолец» решил узнать, о впечатлениях россиян о них, а также выяснить, как дети и их родители относятся к тому, что теперь можно будет примерить на себя разные профессии, не отрываясь от учебного процесса.

Для этого мы провели открытый опрос. Как показали его результаты, большинство – 78% россиян поддерживают введение ранней профориентации в школах.  По мнению проголосовавших, Профминимум необходим для полноценной и всесторонней подготовки сегодняшних юношей и девушек к их завтрашней взрослой жизни.  И лишь 8% оказались в смятении, считая, что нужно еще разобраться в вопросе. А сделать это не трудно, далее мы подробно расскажем обо всех аспектах Профминимума и почему его введение столь важно.

Президент России Владимир Путин поставил конкретную задачу – за ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности страны.

«Профориентация – очень важное направление работы. Надо, чтобы ребята уже с раннего возраста могли видеть, какие возможности для самореализации есть в их регионах, как развивается экономика, промышленность, сельское хозяйство нашей страны. Мы делаем все для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие школьников, дать им хорошее образование, проводить воспитательную работу», – сообщил министр просвещения Сергей Кравцов.

Профминимум – это единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся. В школах он будет проходить на одном из трех уровней: базовый, основной и продвинутый. Первый включает в себя урочную деятельность – это когда во время, например, математики детям рассказывают, в какой профессии она пригодится, где потом можно будет применить полученные на уроке знания. Также подразумевается работа с родителями и внеурочный курс занятий «Россия – мои горизонты», первые из которых уже прошли в школах по всей стране.

«В сентябре в школе начались занятия по программе «Россия – мои горизонты». Я и мои одноклассники из видеороликов, просмотренных в ходе урока, узнали о цели этого курса, о профессиональных отраслях настоящего и будущего и различных профессий, интересных фактах о России и возможностях молодых людей для поиска профессии для себя и для развития России, а также о рынке труда. Мы говорим «да» занятиям «Россия – мои горизонты», – поделилась впечатлениями ученица 9-го класса из станицы Старощербиновская Краснодарского края Екатерина.

В школах, реализующих основной или продвинутый уровень Профминимума, дети могут с помощью наставника попробовать погрузиться в реальную профессию. Они побывают на экскурсиях на производствах регионов, в вузах и колледжах, поучаствуют в профессиональных пробах и в ярмарках профессий. А еще научатся новому на мастер-классах, в кружках и секциях, смогут получить углубленные знания в том предмете, который будет им необходим для построения карьеры.

«Система образования реагирует на вызовы, которые формирует рынок труда и текущая экономическая ситуация не только в нашей стране, но и в мире. Развитие биоинженерии, ИТ-технологий, все это задает определенный тренд для образовательных систем. И образовательная система нашей страны пытается подстроиться, адаптироваться к новым реалиям. Абитуриенты все чаще выбирают новые и перспективные направления, понимая, что со временем они будут лидировать в плане карьеры, доступных вакансий и так далее», – рассказал председатель Общества защиты потребителей образовательных услуг Виктор Панин.

По предварительной информации от региональных операторов Профминимума, в этом учебном году более 21 тысячи школ реализуют базовый уровень Профминимума, более 13,5 тысячи – основной и более 2,5 тысячи – продвинутый. Мероприятиями охвачено порядка 7,6 млн детей. Более 2 700 предприятий успешно подключились к единой модели профориентации. В их число входят как корпорации, так и региональные компании. На их базе пройдут экскурсии, мастер-классы, дни без турникетов, а также профессиональные пробы. В 80 регионах, где реализуется продвинутый уровень Профминимума, около 163 тысяч обучающихся приступят к освоению программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих.

«Родители давно говорили, что школа должна готовить к жизни, имея в виду прежде всего, что молодой человек еще в школе должен подготовиться к осознанному выбору своего профессионального пути. Помимо изучения базовых предметов по программе, осознать свои способности, интересы, увидеть свои сильные и слабые стороны, понять, где можно применить свои таланты. Помимо этого, важно знать, как и куда развивается экономика и промышленность, какие технологии становятся драйверами этого развития, как меняется рынок труда, профессии, какие предприятия есть в регионах и на федеральном уровне, чем они занимаются в текущем моменте и какие перспективы. К этому долго подступались, и сейчас законодательно в цели и задачи школы вошла профориентация. Я не слышала пока ни одного негативного отзыва. Родители приветствуют, что для школы это становится приоритетной задачей. Очень надеемся, что Профминимум и вся та работа, что сейчас ведется в рамках проекта «Билет в будущее», приведет к тому, что у нас будет больше осознанных ребят, которые будут поступать в университеты или колледжи, исходя из того, кем они хотят стать в будущем», – поделилась председатель комиссии Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию Наталья Кравченко.