Дом и всё домашнее

Карточка занятия

Класс: 5

Тема: Тематические группы слов

Планируемые предметные результаты:

1. Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия.

2. Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного).

Задание 1.1. Вот дом, который построим мы!

Перед вами картинка – контур дома. Но стены, пол и потолок – это ещё не дом в настоящем значении этого слова.

Выберите из предложенного примерного списка то, без чего трудно представить дом: уютный, добрый, где всем хорошо, куда всегда хочется вернуться.

Примерный список (может быть дополнен): книги, блюдо с пирожками, закипающий чайник, круглый стол и вокруг стулья, собака, кошка, цветы, попугай, несколько играющих детей, бабушка и дедушка в креслах, клубки с вязанием, папа вешает картину, папа читает книгу сыну, мама с дочкой обсуждает платье…

 

Задание 1.2.

Поэт Генрих Сапгир написал целую оду, которую назвал «Дом». В стихотворении почти не используются знаки препинания (обратите внимание: некоторые запятые пропущены).

Прочитайте и выделите в этом тексте слова, с которыми можно употребить определение «домашний».

С каждым из выделенных слов можно составить сочетание: домашний быт, домашняя обстановка, домашние дела и т.д.

Задание 2. Определяем тематическую группу слов

Наряду с бытовыми предметами – варенье, туфли – поэт перечисляет домашних животных – кошку и собаку. Это примеры тематических групп слов. А в  тематическую группу «столовые приборы» входят слова нож, вилка, ложка щипцы и некоторые другие.

Запишите, слова из каких тематических групп перечислены.

 

Задание 3. Народные приметы и суеверия 

Предлагаем больше узнать о кошке – одном из домашних животных. Прочитайте текст и выполните задание.

Кошка – одно из самых распространённых и любимых домашних животных в России – всегда считалась признаком домашнего уюта. С кошками связаны многие народные приметы и суеверия.

1. Въезжая в новый дом или в новую квартиру, первой впускают кошку, чтобы в доме жилось хорошо.

2. Если кошка сидит на пороге и умывается, ждите гостей.

3. Если кошка спит весь день, свернувшись в клубок и спрятав нос, это к похолоданию.

4. Есть суеверие, существующее и у других народов: если человеку перешла дорогу чёрная кошка, то ему не повезёт.

Старинная детская игра, в которой один из участников – кошка – должен поймать другого – мышку, а все остальные, образовав круг, мешают этому, называется «Кошки-мышки».

Как можно передать звук, который издают кошки? Нам кажется, что кошки издают звуки «мяу-мяу», то есть мяукают, и «мур-мур», то есть мурлычут. С этими звукоподражаниями связана и традиционная кличка кошек – Мурка.

И коты, и кошки упоминаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах, но в одних – только коты, в других – только кошки.

Вспомните и запишите несколько пословиц или поговорок, в которых говорится о кошках.

Задание 4. Что означает выражение?

 

Сопоставьте выражение и его значение.

Задание 5. Тропинка к литературе

В русских народных сказках и в литературных произведениях чаще встречаются коты, но широко известна детская сказка С.Я.Маршака «Кошкин дом», где главная героиня – Кошка.

Наверное, самый известный литературный кот – это кот учёный из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо ― песнь заводит,

Налево ― сказку говорит.

Обсудите, героями каких произведений являются кот или кошка.