Новости

Единой стране – единое образовательное пространство

Год педагога и наставника в России движется к своему завершению, но он полностью оправдал свое название и, без преувеличения, перевернул российское образование в лучшую сторону. 2023 год стал временем кардинальных и судьбоносных изменений для российской школы, для учителей, родителей и, конечно же, детей, для которых и проводятся все эти прогрессивные преобразования. Сколько уже всего сделано за этот год, но это только начало!

Несомненно, совершенствование российского образования, включая создание Единой образовательной среды, улучшит положение и условия работы педагогов и будет способствовать повышению уровня подготовки школьников и воспитания в них патриотизма – а это означает, что будущее страны окажется в надежных руках. А самое главное, единые подходы в нашем образовании еще больше сплотят россиян как нацию.

– Создание единого образовательного пространства для нашего комитета, всех депутатов Госдумы было в приоритете с самого начала работы этого созыва.

Единая образовательная среда складывается из многих факторов. Это и федеральные государственные образовательные стандарты, и единые воспитательные подходы, единые подходы к школьной инфраструктуре, которые мы внедряем в рамках программы капремонта школ, когда в них появляются современные пространства, комнаты школьника, спортивные секции и театральные кружки. Это и единые школьные традиции. Скрепляющим элементом здесь стали единые федеральные основные образовательные программы, единые учебники.

Попытки прийти к таким решениям предпринимались и раньше. Но только консолидированный, продуманный подход Госдумы, Министерства просвещения, учительского и родительского сообщества позволили нам это сделать. Эти шаги стали ответом на запрос общества на изменения в системе образования, ее суверенизации, необходимость которой подчеркивает наш Президент.

Мы встали на свой путь, выбранный нашей системой образования, нашими учителями, нашими родителями. Наших детей мы будем учить и воспитывать, ориентируясь  исключительно на ценности и интересы нашего народа, нашей страны, – говорит Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по просвещению  Ольга Михайловна Казакова.

«МК» решил выяснить, что представляет собой работа по формированию Единой образовательной среды и насколько россияне понимают суть происходящих преобразований.

Напомним, что входит в Единую образовательную среду: это единые учебники, единая образовательная программа, единая федеральная программа воспитания учащихся во всех школах РФ, единый календарь образовательных событий, единая модель профориентации и другие аспекты.

Итоги опроса россиян впечатляют: 89% опрошенных знают, что в Единую образовательную среду входят единые учебники во всех школах. К 1 сентября в российские школы уже поступили учебники по истории для 11-х классов, а в течение 2023–2025 годов будут подготовлены учебники по всем предметам.

Эти результаты подтверждают – все больше наших граждан начинают разбираться в нововведениях и понимать, что государство в сфере своих образовательных преобразований движется в направлении интересов педагогического сообщества и подрастающего поколения. Ради будущего страны. Можно с уверенностью сказать, что те, кто не в курсе, что представляют собой эти нововведения, еще просто не вникли в их суть, им никто вразумительно их не объяснил, а, скорее всего, у них просто нет детей школьного возраста.

Теперь подробней остановимся на том, что же было сделано в рамках создания Единой образовательной среды. На состоявшемся недавно Всероссийском экспертном педагогическом совете были подведены некоторые итоги. Так, уже утверждены федеральные программы, разрабатываются государственные учебники, введена единая программа по воспитанию, в которую вошли в том числе такие нововведения, как церемония исполнения гимна и поднятия флага РФ и другие.

Свой вклад внесут и советники директоров по воспитанию, которые должны появиться в каждой школе. С января 2023 года советники приступили к работе в школах Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. На патриотическое воспитание «заточены» и новые учебники по истории.

В школы вернулось такое понятие (и занятие), как общественно-полезный труд. В обязательном порядке ученики будут привлекаться руководством школы, например, к высаживанию деревьев и цветов в своем школьном дворе, к украшению классов к праздникам, к работе в школьном музее или библиотеке. Родители и более старшее поколение прекрасно помнят эту школьную традицию и рады, что современные дети к ней возвращаются. Большинство мам и пап поддерживают мнение, что эта мера поможет научить ребят с самых юных лет понимать важность труда и ценить чужой труд.

Кто же, как не защитник прав детей и сама мама четверых детей (двое из которых школьники, а двое – уже студенты), Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан, председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец лучше других понимает, для чего все это делается? Детский омбудсмен особенно высоко оценила акцент на воспитании школьников, который прослеживается во всех нововведениях.

Мы с вами видим по результатам опроса, что подавляющее большинство россиян понимают, что представляет собой Единая образовательная среда в наших школах, – говорит Ирина Волынец. – Потому что в единой стране должно быть единое образовательное пространство. Должен быть единый учебник истории (который уже есть), единые подходы к воспитанию детей, в том числе к трудовому воспитанию, к развитию у них чувства патриотизма. Это нужно для того, чтобы, находясь в любой точке мира, мы могли идентифицировать себя как россиян – с единым культурным кодом, с единым ментальным ДНК – его еще так можно назвать. Потому что все это закладывается в семье и школе.

Хотела сказать по поводу своих детей, которые стали студентами. Я считаю очень важным тот факт, что в этом году в вузах был введен курс «Основы российской государственности». Обучаются студенты по единому учебнику, который подготовлен специалистами (РАНХиГС, Президентская академия). Почему это так ценно для общества? Невозможно воспитать государственное мышление без знаний о российской государственности, а ведь нынешние дети, подростки, молодые люди возьмут потом в свои руки управление страной.

Кроме того, это еще основа ментальной безопасности страны. Наши дети не должны воспринимать себя «разобщенными атомами», а должны ощущать себя частью единого великого народа. Ведь если мы ничего этого объяснять им не будем, то «свято место пусто не бывает» – за нас это сделают наши геополитические противники. Есть такая истина, которая стара как мир: хочешь завоевать страну, воспитай ее детей. У нас уже выросло поколение «Иванов, не помнящих родства». Если не знать азов истории своей страны, очень легко попасться в ловушку своей безграмотности. А когда человек ее знает, он может анализировать, улавливать причинно-следственные связи между разными прошлыми и сегодняшними событиями. Он не позволит собой манипулировать!

Очень радует, что у нас – наконец-то! – сначала со школы сняли это позорное клеймо «оказание образовательных услуг», а потом в учебные заведения вернули воспитание – и это очень правильная тенденция, здоровый тренд, который говорит о пробуждении нашего национального самосознания и укреплении государства. И введение в школе единых стандартов, единой образовательной программы, а в вузах основ российской государственности – все это составляющие одного процесса, который ведет нас к единению.

– Формирование единого образовательного пространства направлено прежде всего на пользу ребенка, – в свою очередь высказал «МК» мнение заместитель директора, учитель истории и обществознания Лицея № 35 г. Челябинска Владимир Брюхов. – Одна из его составляющих – единые учебники. Первым предметом, как известно, стала история. Все сейчас понимают важность изучения школьниками истории в едином русле, но единый учебник решает еще и проблему выпускного экзамена. Ведь долгие годы экзамен по этому предмету был единым, а учебники – разными. Переход на единую линейку пособий избавит выпускников от «головной боли» использования больше десятка учебников разных авторов при подготовке к ЕГЭ. Школы не теряют своей идентичности, но обретают прочный фундамент, на котором будет строиться будущее учеников всей страны.

Единая образовательная среда подразумевает и такое нововведение, как внедрение единой информационной среды ФГИС «Моя школа» на основе отечественного программного обеспечения. Напомним для тех, кто не имеет отношения к образованию: ФГИС «Моя школа» – это цифровая образовательная платформа, на которой размещены «проверенный образовательный и воспитательный контент», а также расписание, домашние задания, оценки, журнал и все необходимые для обучения материалы. Там же учителя подключаются к видеоконференцсвязи на базе платформы «Сферум».

Словом, это единая точка доступа для педагогов, учеников и родителей к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам на всей территории России. ФГИС «Моя школа» сейчас пользуются 38 759 учебных заведений во всех 89 субъектах РФ. Конечно, предстоит приложить еще много усилий, чтобы внедрить этот удобный инструмент во все российские школы. Так создается единое цифровое образовательное пространство.

Однако есть мнения учителей из отдаленных регионов, что «идея хорошая», но пока продукт «еще сырой». «Возможно, просто не везде хватает мощностей, чтобы все это работало как часы», – заметила учительница из Саратовской области. И такие моменты также следует учитывать при реализации данного проекта.

Следующий аспект преобразований касается обновления и капремонта российских школ. Важно, чтобы все дети, независимо от того, в селе они живут или мегаполисе, обучались в равных условиях и имели одинаковые возможности – для этого по всей стране обновляются и ремонтируются школы. Программа капитального ремонта школ «Модернизация школьных систем образования» в рамках госпрограммы «Развитие образования» не ограничится 2026 годом и станет долгосрочной – так заверили в Минпросвещения РФ.

Отдельное повышенное внимание – к выявлению и развитию талантов у детей. Для развития естественно-научных компетенций школьников сегодня используется инфраструктура, созданная в рамках нацпроекта «Образование». За четыре года более 4,6 миллиона детей из сел и малых городов получили возможность учиться с помощью обновленной материально-технической базы «Точек роста». Также созданы 135 технопарков «Кванториум», 61 центр «Мини-Сириус».

Мы узнали у родителей, что они думают по поводу нововведений?

– Я приветствую единые учебные стандарты в наших школах и полностью поддерживаю задачу государства сделать все учебники едиными! Очень важно и то, чтобы в наших школах была единая модель профориентации, это было бы хорошим подспорьем для родителей для выявления наклонностей ребенка, – высказалась мама троих школьников Ольга из Ростовской области. – Это все будет во благо наших детей! Они будут выходить из школы с достойными знаниями и патриотами своей страны. А это сейчас как никогда особенно нужно России и ее будущему, ведь мы говорим о независимости нашей экономики от иностранных государств, об ее укреплении, об импортозамещении, а без единого подхода в образовательном процессе это все развивать будет невозможно.