История семьи, страны в истории вещей

Карточка занятия

Класс 6

Тема: Сочинение-описание (обучающее).

Планируемые предметные результаты:

1.  Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.

2.  Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы).

Задание 1. Фотография – фотодокумент или вид искусства?

Прочитайте текст и выполните задание.

Изобретение фотографии дало человечеству принципиально новый способ фиксирования информации об окружающей действительности. У фотодокументов есть особенность – этот вид документа возникает в момент событий и на месте событий. Эта особенность придаёт фотографиям большую ценность. Они наглядны, точны, широко используются во многих отраслях деятельности человека: в науке, искусстве, технике. Вспомни, к примеру, рентгеновские снимки в медицине. Задумайся о роли фотографии в судебной практике.
А домашние фотоальбомы с фотографиями, которые хранят памятные события, – кому они не известны? У кого их нет? Поэт Михаил Танич написал об этом стихи:

Ах, чего только не было с нами –

Первый шаг, первый класс, первый вальс.

Всё, чего не расскажешь словами,

Фотографии скажут про нас.

Сколько всякого мы позабыли,

Сколько снова забудем потом.

Чтобы вспомнить, какими мы были,

Загляните в семейный альбом…

Многие считают, что фотография – это не просто фиксация какого-то момента для истории, а вид искусства, в котором творческий процесс заключается в умении находить интересную композицию и момент для снимка.

Выделите предложения (фрагменты), которые можно использовать для ответа на вопрос: «Что такое фотографии и для чего они нужны?»

Задание 2. Удивительная вещь!

Есть ли в вашей семье фотоальбом – такой, где хранятся напечатанные фотографии, возможно, ещё черно-белые?

Во многих семьях такие альбомы передаются из поколения в поколение, потому что они помогают нам сохранить память о наших близких и родных людях, о счастливых моментах в жизни семьи, о путешествиях.

Иногда на фотографиях мы видим вещи, назначение которых уже трудно определить. Попробуем!

Соотнесите название вещей на фотографиях.

Задание 3. «Конструктор» сочинения-описания

Вспомним, из каких частей может состоять сочинение-описание предмета:

1. Вступление. Общее назначение предмета.

2. Основная часть. Описание особенностей, деталей, того, для чего предназначен предмет (использую прилагательные, словно делаю «фотоснимок» предмета).

3. Заключение. Авторское отношение.

Для каждой из частей работы подберите предложения, которые соотносятся с задачей части.

Задание 4. Тропинка к литературе

Описание предмета, интерьера, природы часто встречается в произведениях литературы.

Определите, из каких произведений русской литературы приведены следующие фрагменты, включающие элементы описания.