Родительская любовь

Карточка занятия

Карточка занятия

Класс 7

Тема урока: И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе, например «Русский язык», «Воробей» и др. Особенности жанра, тематика и проблематика произведений, средства выразительности

Планируемые предметные результаты:

1.  Проводить  смысловой и эстетический анализ произведений.

2.  Понимать  сущность  и  функции  теоретико-литературных  понятий  и  учиться самосто-ятельно  использовать  их.

3.  Участвовать  в  беседе и диалоге о прочитанном произведении. Давать аргументирован-ную оценку прочитанному.

4.  Создавать устные и письменные высказывания разных жанров.

Задание 1. «Животные или люди: кто герой?»

Прочитайте произведение И.С. Тургенева «Воробей». Обратите внимание на то, что героями являются животные, но автор наделяет их человеческими чертами.

                                                                             ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

                                                                                                                                       И.С. Тургенев

 

Соотнесите каждого героя-животного из произведения «Воробей» с человеком, на которого он похож. Поместите в первую колонку изображение этого героя-животного, а в третью – слова и выражения из текста, которые определяют его характер и поведение. Объясните свой выбор.

Обсудите, какие качества отца, которые проявил герой произведения «Воробей», являются примером для человека.

Задание 2. Стихи и проза

И.С. Тургенев создал художественные произведения особого жанра – стихотворения в прозе. На основании анализа текста произведения «Воробей» определите особенности жанра стихотворения в прозе, поставив «+» или «–» в таблице.

Какие еще произведения в жанре стихотворения в прозе вы читали? Что в них вам понравилось? Расскажите об этом.

Задание 3. Тропинка к слову «Что делает текст выразительным?»

Найдите в приведенных предложениях из стихотворения в прозе «Воробей» И.С.Тургенева примеры сравнений, эпитетов, метафор и вставьте их в соответствующие графы. Объясните, какую роль играют эти изобразительно-выразительные средства языка в произведении.

1. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

2. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

3. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

4. И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…

5. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.