29.06.2021 состоялось Всероссийское просветительское мероприятие «Обновление содержания и методик преподавания предметов «Русский язык» и «Литература»
16 сентября 2021 года

29.06.2021 состоялось Всероссийское просветительское мероприятие «Обновление содержания и методик преподавания предметов «Русский язык» и «Литература»

 В мероприятии приняли участие 1250 человек. В рамках Всероссийского просветительского мероприятия прошло пленарное и два секционных заседания.

На пленарном заседании, модерирование которого вела Ирина Михайловна Логвинова, начальник управления научно-образовательной деятельности ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", к.п.н., доцент, выступили Людмила Викторовна Лагунова, начальник отдела содержания и методов обучения Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации; Дмитрий Александрович Метёлкин, заместитель директора по научно-образовательной деятельности ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", к.с.н., доцент; Людмила Васильевна Дудова, председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации "Ассоциация учителей литературы и русского языка" (АССУЛ), член коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, член Президиума Общества русской словесности, член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации и Общественных советов при Министерстве науки и образования и Рособрнадзоре, к.ф.н., профессор кафедры ЮНЕСКО "Образование в поликультурном обществе" РГПУ им. А.И. Герцена к.п.н.; Ирина Нургаиновна Добротина, заведующий лабораторией филологического общего образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", к.п.н.

Во всех выступлениях на пленарном заседании была дана положительная оценка подготовленных проектов примерных типовых рабочих программ по учебным предметам "Русский язык" и "Литература", разработка которых проведена в контексте актуальных направлений обновления содержания общего образования, подчеркнута специфика примерных рабочих программ по предметам с учётом обновлённых ФГОС начального общего и основного общего образования, актуализированы задачи методического обеспечения, в рамках которого примерные типовые программы по учебным предметам, имеющие единую структуру, занимают особое место.

Выступающими были обозначены необходимость и значимость содержательного профессионального диалога по актуальным и дискуссионным вопросам в сфере преподавания русского языка и литературы, совместного выстраивания траектории преподавания, важность методического сопровождение образовательного процесса, направленное в том числе на преодоление профессиональных затруднений учителей в обучении школьников.

Как было подчёркнуто, примерные рабочие программы основаны на традиционных подходах и, с одной стороны, учитывают действующие нормативные документы, а с другой стороны, отражают новые тенденции в образовании, среди которых необходимость формирования функциональной, в том числе читательской, грамотности (это отражено в примерной рабочей программе по предметам). По данным Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ, широкое анкетирование учителей, методистов, представителей исполнительной власти, руководителей региональных образовательных организаций дополнительного образования выявило актуальные запросы на разработку необходимых документов, среди которых – примерная рабочая программа по учебному предмету.

Была отмечена особая роль предметов "Русский язык" и "Литература" в сохранении культурного кода нации. Было подчеркнуто, что педагогическая общественность ждёт утверждения обновленных ФГОС, примерных типовых рабочих программ, которые очень востребованы учителями, что показало обсуждение подготовленных проектов программ. Была высказана поддержка подходов, которые обусловили проектирование рабочих программ: сохранение в основе традиционного содержательного ядра образования, включение содержательных компонентов, связанных с вопросами формирования навыков смыслового чтения и информационными умениями школьников, навыками работы с текстами разных форматов, разной жанровой природы и функциональной направленности; в программах усилена коммуникативная направленность в содержании обучения; отмечен и воспитательный потенциал представленного в программах содержания образования по русскому языку и литературе. Распределение содержания по годам обучения не вызывает сомнения. Была подчёркнута возможность адаптации представленных рабочих программ учителем с учётом конкретной аудитории, выбранного учителем УМК. В выступлениях была обозначена актуальность разработки примерных рабочих программ, их потенциал, позволяющий ответить на профессиональные вызовы; охарактеризована нормативная база, лежащая в основе их разработки (ФГОС, Программа воспитания, Концепция преподавания русского языка и литературы, Универсальный кодификатор), специфика реализации примерных рабочих программ в учебном процессе. Было особо подчеркнуто, что примерные учебные программы по русскому языку и литературе призваны оказать методическую поддержку учителю, служат инструментом проектирования эффективного образовательного процесса при обучении русскому языку и литературе.

В работе секции 1 "Рабочая программа по русскому языку" приняли участие ведущие учёные-методисты страны, среди которых Алевтина Дмитриевна Дейкина, профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ, д.п.н.; Елена Викторовна Архипова, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, Почётный работник высшего профессионального образования РФ, д.п.н.; Ирэн Юрьевна Гац, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного областного университета, д.п.н., доцент.

В выступлениях учёных-методистов была выражена поддержка представленному на обсуждение проекту типовой рабочей программы по русскому языку, где, как было подчёркнуто, отражено необходимое и достаточное содержание обучения русскому языку на этапе основного общего образования. Представленное в программе содержание обучения русскому языку, соотносимое с Программой воспитания, Универсальным кодификатором, позволяет, по мнению учёных-методистов, достичь планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных), сформировать необходимый для обучения и жизни школьников уровень функциональной грамотности, в том числе языковой и читательской, совершенствовать культуру речи школьников. Особое внимание выступающих было обращено на содержание разделов "Язык и речь", "Текст", "Функциональные разновидности языка", "Система языка", содержание которых соотносится с традициями обучения и в то же время включает понятия, необходимые для развития информационных умений и умений в области смыслового чтения (тексты новой природы, сплошной, несплошной текст, инфографика и др.). Выступающие отметили реализацию общедидактических принципов научности, доступности, преемственности и перспективности в содержании рабочей программы. Тематическое планирование, являющееся составной частью рабочей программы, позволит, как было сказано специалистами, реализовать системно-деятельностный подход, обозначенный как ведущий во ФГОС основного общего образования.

В работе секции приняли участие и специалисты региональных Институтов развития образования. Свою позицию по отношению к представленному на обсуждение документу обозначила Елена Георгиевна Медведева, специалист кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГАОУ Тюменской области "Тюменский областной государственный институт развития регионального образования", доцент. В выступлении было подчёркнуто, что представленный проект рабочей программы по русскому языку может быть реальным инструментом в работе учителя русского языка, который учитывает актуальные подходы, методы и приёмы в преподавании предмета, позволяет реализовать принцип вариативности, индивидуализировать процесс обучения в контексте единого образовательного пространства, учесть потребности учащихся конкретного класса на основе детализации видов учебной деятельности в тематическом планировании как разделе рабочей программы.

Живой интерес вызвало выступление Елены Евгеньевны Яковлевой, учителя русского языка и литературы МАОУ "Лицей 14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина" г. Тамбова, методиста ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования", к.ф.н. В презентационных материалах был представлен опыт проектирования внеурочной деятельности по русскому языку с использованием современных мультимедийных технологий. Была отмечена значимость интерактивного взаимодействия при организации внеурочной деятельности для повышения мотивации к изучению предметов "Русский язык" и "Литература".

Работа секционного заседания прошла в атмосфере доброжелательности, позитивного обсуждения, заинтересованности.

На секции 2 "Рабочая программа по литературе" в качестве спикеров выступили В.Ф. Чертов, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы Института филологии МПГУ, д.п.н.; А.В. Реут, советник отдела содержания и методов обучения Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства Просвещения РФ, к.п.н.; Н.В. Беляева, ведущий научный сотрудник лаборатории филологического общего образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", д.п.н.; Ф.Е. Соловьёва, ведущий научный сотрудник кафедры методики преподавания предметов основного и среднего образования ГАУ ДПО "Смоленский областной институт развития образования", д.п.н., доцент; С. А. Зинин, профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии МПГУ, д.п.н.

В центре внимания участников мероприятия были актуальные направления обновления школьного курса литературы, рассматривались содержание литературного образования в сравнительно-историческом освещении, универсальный кодификатор в контексте проблем содержания литературного образования, особенности структуры и содержания примерной рабочей программы по литературе (ПРП) для основного общего образования (проект) и ее гуманистический потенциал.

В обсуждении вопросов приняло участие около 400 учителей литературы из более чем 22 субъектов РФ, среди которых Алтайский край, Пермский край, Ставропольский край, Республика Адыгея, Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская республика, Астраханская область, Белгородская область, Магаданская область, Мурманская область, Новосибирская область и другие.
Большой интерес вызвали выступления Виктора Федоровича Чертова и Натальи Васильевны Беляевой. Участников чата волновали проблема несовершенства современных программ по литературе, программа по родной (русской) литературе, возможность выбора и переноса произведений из класса в класс, сможет ли примерная рабочая программа полностью заменить индивидуальную рабочую программу учителя, обладает ли ПРП вариативностью, как ПРП соотносится с разными УМК по литературе.

Разделились мнения учителей относительно необходимости единой программы и единого учебника по литературе. Сторонники единого учебника поясняли его необходимость облегчением подготовки учителя к урокам и возможностью беспроблемного перехода обучающихся из одной школы в другую. Их оппоненты утверждали, что необходима вариативность, что должно быть "многообразие учебников", что невозможно воспитать личность "по единым лекалам". Общим был вывод о том, что в достижении нужных результатов многое зависит от "учителя и ребенка", что педагог должен быть личностью и высококлассным специалистом, который "сам не перестает учиться, в том числе и составлению программ" и способен "сделать урок живым, классические произведения современными".

Обсуждение примерных рабочих программ по русскому языку и литературе прошло конструктивно, все вопросы и мнения участников просветительского мероприятия по возможности будут учтены разработчиками.

Скачать программу мероприятия

Поделиться