Методическая лаборатория «Образ действия»: подготовка учителя-словесника к работе в современной языковой ситуации»
12 мая

Методическая лаборатория «Образ действия»: подготовка учителя-словесника к работе в современной языковой ситуации»

Каким может или должен быть "образ действия" учителя-словесника, готового решать самые разные вопросы обновления содержания образования? Об этом шёл разговор 12 мая 2022 года во время работы Методической лаборатории "Образ действия": подготовка учителя-словесника к работе в современной языковой ситуации" .

Формат встречи был привычным для всех: было решено, что мы все – участники урока, где будет и мотивационный компонент (участники говорили о себе и отвечали на вопросы), и актуализация знаний, и этап проектирования выхода из затруднений (представление методических находок, педагогического опыта), и рефлексия.

Сотрудники лаборатории филологического общего образования вместе с коллегами из Москвы и Московской области обсуждали проблемы, которые, на взгляд молодых коллег, требуют незамедлительного решения: как мотивировать сегодняшнего ученика читать классическую литературу или изучать историю языка? Как формировать само желание учиться? Подготовка к ЕГЭ или изучение системы языка должны стать основой учебного процесса? Это только кажется, что легко ответить в каждом конкретном случае…

В работе приняли участие эксперты. Князева Елена Николаевна, заместитель директора Института стратегии развития образования РАО, рассказала о тех ресурсах портала "Единое содержание общего образования", которые уже сегодня помогают учителю в ежедневной работе.

Лагунова Людмила Викторовна , начальник отдела содержания и методов обучения в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации, ответила на вопросы: как выстраивать сегодня проектную работу и оценивать достижения учащихся; стоит ли ждать отмены существующей формы экзамена, как быть с учебниками, которые не в полной мере отвечают запросам и учителя, и учеников…

Гац Ирэн Юрьевна , профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного областного университета, один из идеологов и организаторов этой встречи, Кучин Владимир Петрович, старший преподаватель кафедры русской литературы XX века МГОУ, кандидат филологических наук, поддерживали своих сегодняшних магистрантов и вчерашних выпускников.

Какой же современный урок без цифровых технологий? Крюкова Галина Васильевна, ведущий методист ГК "Просвещение", и Карауш Евгений Сергеевич, руководитель образовательных проектов, рассказали о цифровых продуктах и сервисах "Просвещения". Полагаем, что сервис "Учим стихи" и инструменты, позволяющие организовать и выстроить проектную работу, будут востребованы!

Самой обсуждаемой частью "урока" стали выступления молодых учителей. Никаких докладов, никакого чтения – только диалог и импровизация!

Ананьев Даниил Николаевич , учитель русского языка и литературы ГБОУ города Москвы "Школа "Марьино" имени маршала авиации А.Е. Голованова", говорил о курсе внеурочной деятельности "Осмысленное чтение".

Королева Елена Михайловна , учитель русского языка и литературы, классный руководитель ГБОУ города Москвы "Школа №1950" поделилась опытом создания медиапродуктов в условиях групповой работы школьников.

Линькова Елизавета Евгеньевна , учитель русского языка, литературы и английского языка МБОУ СОШ № 31, г. Химки, задала всем присутствующим вопрос: "Какого читателя мы воспитываем на уроке литературы?"

Махов Дмитрий Анатольевич , магистрант МГОУ, учитель словесности, замдиректора по УВР Лицей "Парус", г. Подольск, показал, какой результат может быть при использовании кейсовой технологии в построении индивидуальной программы обучения школьника.

Харитонов Олег Сергеевич , учитель русского языка и литературы школы № 9, г. Лобня, убедил всех, что без теории литературы невозможно говорить о развитии читательских компетенций школьников на уроке литературы.

Конечно, сопереживали всем участникам урока сотрудники лаборатории филологического общего образования: Наталья Васильевна Беляева, Жанна Николаевна Критарова, Мария Александровна Аристова – авторы примерных рабочих программ по литературе, комментировали выступления и отвечали на вопросы; Ольга Макаровна Александрова и Юлия Николаевна Гостева, авторы примерных рабочих программ по русскому языку, работали с чатом. Главное было сказано: нужно "искать свои ключи" и не уходить из школы!

Перемена, как обязательная часть школьной жизни, тоже была. И как всегда на перемене: кто-то продолжал обсуждать – ну вот как объяснить, почему Герасим всё-таки так поступил с Муму или мотивацию Анны Карениной? Кто-то переживал, что не всё получилось так, как задумано, а кто-то просто фотографировался – ну не каждый день доведётся быть в "самом Институте стратегии развитии образования!"

К работе подключились коллеги из Институтов развития образования Ярославской и Липецкой областей, Республики Удмуртия, специалисты Вологодской области и г. Таганрога, Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева и Казанского федерального университета. Есть уверенность, что следующая встреча Методической лаборатории "Образ действия" пройдёт с участием наших коллег из регионов!

Как и положено, наш урок включал и проектирование "домашнего задания": мы определяли, какая же проблема станет предметом обсуждения на следующей встрече. И если вы, дорогие коллеги, хотите стать участниками нашей работы – пишите нам: filolog@instrao.ru

Из откликов учителей-участников встречи:

Ирина Нургаиновна! Выражаю Вам огромнейшую благодарность за возможность принять участие в столь нестандартном и комфортном мероприятии! От нашей встречи остались лишь тёплые воспоминания и много-много мыслей для рефлексии! Обстановка, несмотря на официальность и съёмку, царила дружеская, доброжелательная. Хотелось дискутировать, беседовать, вступать в диалог, одним словом, обеспечено живое высокопрофессиональное общение между участниками методической лаборатории. Мне было мало! Отдельные овации форме встречи. Было любопытно вновь оказаться на месте учеников. Под конец мероприятия мне казалось, что это добрая встреча закадычных друзей, где можно беспрепятственно обсудить любой насущный вопрос. Спасибо за профессионализм, доброе отношение и занятные темы для размышлений!

Кожевникова Анастасия, учитель английского языка МБОУ СОШ №1 г. Королёв.

Огромное спасибо за возможность принять участие в таком интересном мероприятии. Когда много лет работаешь в школе, иногда посещают грустные мысли: "А что же будет дальше? Кто пойдёт работать в школу?…" Но глядя на молодых и ярких преподавателей и студентов, с которыми довелось познакомиться и пообщаться, понимаю, что российское образование не просто не умрёт - у него большое будущее!

Анна Владимировна Маркина, учитель русского языка и литературы, английского языка ГБОУ города Москвы "Школа №2107"

Это был потрясающий опыт сотрудничества со старшими коллегами, замечательная возможность обогатиться опытом коллег и поделиться своим, пообщаться с авторами учебников и рабочих программ по русскому языку и литературе, а также повидаться с однокурсниками). И главное — мы смогли сделать свой маленький вклад в процесс развития школьного филологического образования. А для молодого педагога очень ценно, что его голос слышат.

Харитонов Олег Сергеевич, учитель русского языка и литературы школы № 9, г. Лобня

Фотоматериалы

Видеозапись

Презентации:

Поделиться